Проект программы
«Организация социальной практики учащихся
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением английского языка» г. Перми
1. Актуальность
Современная ситуация такова, что обострение социально - нравственных проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом, привело к переориентации школы на чистое обучение. «Современный старшеклассник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически».
В связи с этим необходимо дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию. Облегчение социализации в рыночной среде (освоение основных социальных навыков, практических умений) должно осуществляться через формирование ценностей, а именно: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества.
В Концепции модернизации содержания общего образования предлагается «использовать в образовательном процессе различные формы социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций».
В последнее время социальную практику стали рассматривать и как элемент педагогических систем.
Что же включает в себя понятие «социальная практика».
Впервые этот термин встречается в работе Н.И. Элиасберг – доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук, заведующего кафедрой теории и методики гуманитарного образования СПбГУПМ. (Санкт-Петербуржский государственный педагогический университет) и как образовательное понятие в современной педагогике и дидактике четко не определен.
Социальная практика – вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.
Таким образом, социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.
Социальная практика школьников в общеобразовательных учреждениях выстраивается в направлениях, представленных ниже.
Направления социальной практики учащихся
Направление |
Форма |
Возраст |
Самоуправление |
Участие в организации школьного самоуправления во всех его проявлениях на уровне класса и школы. |
1–11-е классы |
Самоорганизация и личностный рост |
Ведение «дневника личностного роста» - портфолио. Соревнование: соотнесение собственных результатов с результатами других, конкурентное поведение, корректировка своей рейтинговой позиции. |
1–11-е классы |
Волонтерская деятельность |
Участие в акциях, посвященных лицам с ограниченными возможностями: конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, младших в рамках Декады инвалидов, Дня пожилого человека, Дня Победы, Дня Памяти жертв политических репрессий, Дня учителя, 23 февраля, 8 марта. |
5–11-е классы |
Интеллектуальное творчество |
Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, НПК, создание и защита собственного интеллектуального продукта. |
1–11-е классы |
Профессионально-ролевая деятельность |
Стажировка в качестве:
|
8–11-е классы |
Здоровьесбережение |
Участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепления здоровья. |
1–11-е классы |
В рамках программы «Школа гражданина» мы предлагаем проект по организации и внедрению социальной практики в воспитательно-образовательный процесс учреждения.
2. Новизна проекта
Состоит в том, что он:
- даёт воспитанникам возможность не только в теории, но и на практике получить представление о разнообразных профессиях;
- формирует осознанную позицию в социально-важных вопросах;
- позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию воспитанников с учетом общественных запросов и индивидуальных потребностей воспитанника.
3. Цель:
Создание условий для формирования коммуникативной культуры воспитанников, приобретения ими навыков и умений социальной самоорганизации в решении общественно значимых проблем при выборе будущей профессии железнодорожника.
4. Задачи:
- вовлечение воспитанников в социально-значимую творческую деятельность;
- приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
- овладение проектным методом;
- развитие активной и ответственной гражданской позиции воспитанников;
- приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность воспитанников во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;
5. Срок реализации
Проект рассчитан на 5 лет.
Все мероприятия имеют циклический характер, поэтому повторяются ежегодно.
Подразумевается ежегодная корректировка Программы социальной профессиональной практики.
6. Участники проекта
1. Воспитанники 5-11 классов.
2. Педагогический коллектив школы.
3. Работники предприятий, родители.
Почему мы считаем, что участниками социальной практики должны быть воспитанники подросткового и старшего школьного возраста?
Подросток в отличие от юноши способен замыслить дело, но реализовать его еще не может. Старшеклассник это уже может и важно, чтобы у него появилась возможность реального действия в социуме, которая обеспечивает получение практического персонального опыта. По мнению Б.Д. Эльконина именно старший школьный возраст является временем появления собственного, персонального опыта у ребенка. А опыт, как известно, появляется только из практики.
7.Этапы организации социальной профессиональной практики
Этапы |
Содержание деятельности |
Ответственный |
Подготовительная работа |
Разработка нормативно-правовой базы: Положение, Программа социальной практики, план реализации Программы, формы отчета, рекомендаций, памяток, критериев оценки качества социальной практики. Заключение договоров с предприятиями о прохождении воспитанниками практики. Составление графика прохождения практики. |
Заместитель директора по воспитательной работе |
Запуск социальной практики |
Система мероприятий, направленных на обеспечение понимания школьниками смысла социальной практики, идей, ее специфики, |
Зам. по ВР, педагоги, психолог |
Социальная практика воспитанников |
Участие воспитанников в различных видах социальной профессиональной деятельности. Ознакомительная практика на предприятиях и по месту работы родителей. |
Зам. по ВР, Педагоги, специалисты, сопровождающие практику, работники внешних организаций, родители. |
Промежуточный этап |
Мониторинг результатов социальной практики |
Зам по ВР, психолог, педагоги |
Подведение итогов реализации Программы социальной практики |
Создание рефлексивных отчетов воспитанниками, прошедших практику в форме социальных проектов, мультимедиа-презентаций, статей и репортажей для СМИ, сообщений. Аналитический семинар по результатам Программы социальной практики |
Воспитанники Зам. по ВР, Педагоги, специалисты, сопровождающие практику, работники внешних организаций |
8. Виды профессиональной деятельности социальной практики.
9.Оценивание результативности социальной практики
Итоговая оценка за социальную практику складывается из оценок, получаемых подростками на проведенных мероприятиях (защита проекта, отчеты, презентации и т.п.), из отзыва руководителя социальной производственной практики, из рефлексивного отчета воспитанника.
10. Предполагаемый результат.
Мы надеемся, что социальная практика поможет воспитанникам:
- найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезными);
- работать с деловой документаций;
- выстраивать и проектировать свою деятельность;
- соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями конкретной выбранной им профессии и как следствие сделать правильный выбор.