Проект программы

«Организация социальной практики учащихся

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением английского языка» г. Перми 

1. Актуальность

Современная ситуация такова, что обострение социально - нравственных проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом, привело к переориентации школы на чистое обучение. «Современный старшеклассник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически».

В связи с этим необходимо дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию. Облегчение социализации в рыночной среде (освоение основных социальных навыков, практических умений) должно осуществляться через формирование ценностей, а именно: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества.  

В Концепции модернизации содержания общего образования предлагается «использовать в образовательном процессе различные формы социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций».

В последнее время социальную практику стали рассматривать и как элемент педагогических систем.

Что же включает в себя понятие «социальная практика».

Впервые этот термин встречается в работе Н.И. Элиасберг – доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук, заведующего кафедрой теории и методики гуманитарного образования СПбГУПМ. (Санкт-Петербуржский государственный педагогический университет)  и как образовательное понятие в современной педагогике и дидактике четко не определен.

Социальная практика – вид практики, в ходе которой конкретно-исторический  субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Таким образом, социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.

Социальная практика школьников в общеобразовательных учреждениях  выстраивается в направлениях, представленных ниже.

Направления социальной практики учащихся

Направление

Форма

Возраст

Самоуправление

Участие в организации школьного самоуправления во всех его проявлениях на уровне класса и школы.

1–11-е классы

Самоорганизация и личностный рост

Ведение «дневника личностного роста» - портфолио.

Соревнование: соотнесение собственных результатов с результатами других, конкурентное поведение, корректировка своей рейтинговой позиции.

1–11-е классы

Волонтерская деятельность

Участие в акциях, посвященных лицам с ограниченными возможностями: конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, младших в рамках Декады инвалидов, Дня пожилого человека, Дня Победы, Дня Памяти жертв политических репрессий, Дня учителя, 23 февраля, 8 марта.

5–11-е классы

Интеллектуальное творчество

Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, НПК, создание и защита собственного интеллектуального продукта.

1–11-е классы

Профессионально-ролевая деятельность

Стажировка в качестве:

  • члена жюри конкурса учебно-исследовательских работ 1–4-х классов;
  • учителя и воспитателя в День самоуправления;
  • деятельность по самообслуживанию;
  • организация и проведение массовых общешкольных мероприятий;

8–11-е классы

Здоровьесбережение

Участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепления  здоровья.

1–11-е классы

 

 

В рамках программы «Школа гражданина» мы предлагаем проект по организации и внедрению социальной практики в воспитательно-образовательный процесс учреждения.

2. Новизна проекта

Состоит в том, что он:

  • даёт воспитанникам возможность не только в теории, но и на практике получить представление о разнообразных профессиях;
  • формирует осознанную позицию в социально-важных вопросах;
  • позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию воспитанников с учетом общественных запросов и индивидуальных потребностей воспитанника.

3. Цель:

Создание условий для формирования коммуникативной культуры воспитанников, приобретения ими навыков и умений социальной самоорганизации в решении общественно значимых проблем  при выборе будущей профессии железнодорожника.

4. Задачи:

  • вовлечение воспитанников в социально-значимую творческую  деятельность;
  • приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
  • овладение проектным методом;
  • развитие активной и ответственной гражданской позиции воспитанников;
  • приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность воспитанников во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;

 

5. Срок реализации

Проект рассчитан на 5 лет.

Все мероприятия имеют циклический характер, поэтому повторяются ежегодно.

Подразумевается ежегодная корректировка Программы социальной профессиональной практики.

 

6. Участники проекта

1. Воспитанники 5-11 классов.

2. Педагогический коллектив школы.

3. Работники предприятий, родители.

Почему мы считаем, что участниками социальной практики должны быть воспитанники подросткового и старшего школьного возраста?

Подросток в отличие от юноши способен замыслить дело, но реализовать его еще не может. Старшеклассник это уже может и важно, чтобы у него появилась возможность реального действия в социуме, которая обеспечивает получение практического персонального опыта. По мнению Б.Д. Эльконина именно старший школьный возраст является временем появления собственного, персонального опыта у ребенка. А опыт, как известно, появляется только из практики.

 

7.Этапы  организации социальной профессиональной  практики

 

Этапы

Содержание деятельности

Ответственный

Подготовительная работа

Разработка нормативно-правовой базы: Положение, Программа социальной практики,  план реализации  Программы, формы отчета, рекомендаций, памяток, критериев оценки качества социальной практики.

 Заключение договоров с предприятиями о прохождении воспитанниками практики. Составление графика прохождения практики.

Заместитель директора по воспитательной работе

Запуск социальной практики

Система мероприятий, направленных на обеспечение понимания школьниками смысла социальной практики, идей, ее специфики,

Зам. по ВР, педагоги, психолог

Социальная практика воспитанников

Участие  воспитанников в различных видах социальной профессиональной деятельности.

Ознакомительная практика на предприятиях и по месту работы родителей.

Зам. по ВР,

Педагоги, специалисты, сопровождающие практику, работники внешних организаций, родители.

Промежуточный этап

Мониторинг результатов социальной практики

Зам по ВР, психолог, педагоги

Подведение итогов реализации Программы социальной практики

Создание рефлексивных отчетов воспитанниками, прошедших практику в форме социальных проектов, мультимедиа-презентаций, статей и репортажей для СМИ, сообщений.

Аналитический семинар по результатам Программы социальной практики

Воспитанники

Зам. по ВР,

Педагоги, специалисты, сопровождающие практику, работники внешних организаций

 

8. Виды профессиональной деятельности социальной практики.

 

9.Оценивание результативности социальной практики

Итоговая оценка за социальную практику складывается из оценок, получаемых подростками на проведенных мероприятиях (защита проекта, отчеты, презентации и т.п.), из отзыва руководителя социальной производственной практики, из  рефлексивного отчета воспитанника.

       10. Предполагаемый результат

Мы надеемся, что социальная практика поможет воспитанникам:

  • найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезными);
  • работать с деловой документаций;
  • выстраивать и проектировать свою деятельность;
  • соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями конкретной выбранной им профессии и как следствие сделать правильный выбор.