МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением     английского языка» г.Перми                                     

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

Охрана и укрепление здоровья участников

образовательного процесса,

развитие физической культуры среди  обучающихся.

Обоснование программы

            Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагоги, обслуживающий персонал, администрация школы.

         Социально-экономическое развитие страны, уровень развития современного общества требуют того, чтобы молодежь бала лучше подготовлена к взрослой жизни, к выполнению своих обязанностей перед государством, обществом, семьей, а значит, была более здоровой. В связи с этим необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физической культуре, формируются навыки здорового образа жизни, сексуального поведения и одновременно появляются факторы риска хронических заболеваний. Резко изменяется структура угрозы здоровью и жизни подростка, включающая алкоголь и наркотики, ранние половые связи и преждевременную беременность.

         Особенностью организации образовательного процесса школы является то обстоятельство, что именно в школе участники образовательного процесса проводят большую часть своего рабочего времени.

         В связи с этим забота о здоровье участников образовательного процесса, включая его сохранность и укрепление, формирование у подрастающего поколения приоритетного отношения к собственному здоровью как жизненной ценности, в том числе, посредством развития физической культуры, продление трудового долголетия педагогов, становится одной из функций образования.

         Реализация данной функции связана с принятием мер, направленных на минимизацию в условиях образовательного процесса факторов, негативно влияющих на здоровье, введение в практику работы школы здоровьесберегающих технологий, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, создание организационных условий для полноценного обеспечения обучающихся занятиями по физической культуре в рамках образовательного процесса в школе.

         Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которого необходимо грамотное половое воспитание, профилактика детской инвалидности и заболеваний, передающихся половым путем, включая ВИЧ (СПИД).

         Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. 

Цели и задачи программы

Цели:

         -формирование в школе целостной системы, направленной на сохранение, восстановление и укрепление здоровья, развитие физической культуры участников образовательного процесса;

         -забота о здоровье участников образовательного процесса, включая его сохранность и укрепление;

         -формирование у школьников здорового образа жизни и приоритетного отношения к собственному здоровью как жизненной ценности;

         -продление трудового долголетия педагогов;

         -принятие мер, направленных на минимизацию в условиях образовательного процесса школы факторов, негативно влияющих на здоровье;

         -введение в практику работы школы здоровьесберегающих технологий;

         -создание организационных условий для полноценного обеспечения обучающихся занятиями по физической культуре в рамках образовательного процесса  в школе;

         -проведение профилактических и оздоровительных мероприятий;

         -грамотное половое воспитание;

         -профилактика детской инвалидности и заболеваний, передающихся половым путем, включая ВИЧ (СПИД).

Задачи:

         -создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья и развития физической культуры участников образовательного процесса;

         -сокращение заболеваемости и травматизма;

         -обеспечить формирование здорового образа жизни у участников образовательного процесса, рассмотреть вопросы улучшения условий труда и отдыха педагогов и учащихся;

Направления реализации программы

         -дальнейшее развитие материально-технической базы школы с целью создания оптимальных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья;

         -формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья и физической культуры, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия;

         -повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности;

         -создание всеми доступными средствами социально-нравственной установки на ценность здоровья как национальную черту, как личную ответственность перед собой, семьей, государством в индивидуальном и коллективном сознании;

         -профилактика злоупотребления психоактивными веществами, формирование здорового восприятия окружающего мира у учащихся без деформирующих психику вредных пристрастий и зависимостей;

         -пропаганда здорового образа жизни, проведение массовых оздоровительных мероприятий с привлечением к сотрудничеству учреждения социокультурной среды школы;

         -организация и проведение просветительской работы с семьей.

Этапы программы

        2014-2015

  1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Формирование у ученика основы здорового образа жизни.  Выполнение элементарных правил здоровьесбережения.

         2015-2016

  1. Этап углубленного изучения. Формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни.

        2016-2017

  1. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Ожидаемые результаты программы:

         -наличие в школе условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса;

         -овладение участниками образовательного процесса формами, методами и навыками ведения здорового образа жизни;

         -создание методологии формирования установки на здоровье как высшую ценность;

         -внедрение системы самооценки уровня здоровья и самооздоровления человека;

         -снижение показателя количества детей с низким уровнем физического развития с 29% до 15% к концу реализации Программы;

         -проведение в школе мониторинга состояния здоровья обучающихся, включающего следующие параметры: риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов здоровья, соматического, биоэнергетического, психологического, степень физического развития, уровень мотивации человека на сохранение и укрепление здоровья, определение обратимости выявленных изменений в состоянии здоровья.

 

План мероприятий по основам здорового образа жизни

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением английского языка»

Цели проводимой работы:

1)    развитие и охрана здоровья школьников с учетом процессов интенсивного роста и развития детского организма, меньшей толерантности к неблагоприятным воздействиям среды вследствие относительной морфофункциональной незрелости

2)    четкая регламентация всех условий, определяющих жизнедеятельность школьника в период обучения в школе

Основные задачи сохранения здоровья учащихся в период обучения в школе:

1)    научить детей определять свое состояние и ощущения;

2)    сформировать активную жизненную позицию;

3)    сформировать представления о своем теле, организме;

4)    учить укреплять и сохранять свое здоровье;

5)    понимать необходимость и роль двигательной активности;

6)    обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;

7)    уметь оказывать элементарную помощь при травмах;

8)    формировать представления о том, что полезно и вредно для организма.

         Функциональные обязанности педагогов по развитию и сохранению здоровья учащихся:

1)    обязательно использовать данные медицинского осмотра школьников для характеристики здоровья и дифференциации учебного материала на уроках

2)    с целью профилактики заболеваний, снижения утомляемости школьников на уроках, внедрять в учебный процесс гигиенические требования и рекомендации, предусмотренные санитарными нормами и правилами

         Основные направления деятельности:

1)    рациональное питание

2)    оптимальная для организма двигательная активность

3)    соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов)

4)    предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек

5)    повышение психоэмоциональной устойчивости

 

 

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

 

 

УЧАСТНИКИ

 

СРОКИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1

Входная диагностика «Здоровье»

 

Анализ подготовленности медицинского кабинета к учебному году. Обсуждение плана работы на учебный год.

Совет школы

Родители, учителя, учащиеся

Сентябрь

Управляющий совет школы, администрация

2

Организация питания в школе и дома.

Гигиена питания

 

Мониторинг организации питания (Роспотребнадзор). Внедрение в учебный процесс гигиенических требований и рекомендаций,предусмотренных санитарными нормами и правилами питания школьников

Родительский комитет школы,

Родительские собрания

Родители, учителя

В течение года

администрация

 

Организм человека

 

Анализ состояния здоровья. Беседа «Организм человека». Рисунок-тест «Части тела, внутренние органы человека»

Урок

1-11 классы

Сентябрь

Лекторская группа

Клуба «Эколог»

3

Психологическая адаптация в школе. Психическое здоровье учащихся. Эмоции

Психотренинг. Психолого-педагогическое просвещение всех участников пед. процесса

Практическое занятие по психологии. Собрание

1-11 класса

Сентябрь

Психолог

4

Беседа «Оптимальный двигательный режим»

Утренняя гимнастика, обтирание, обливание, душ, состояние и нарушения осанки, плоскостопие.

Классные часы

1-11 классы

 

 

2 неделя

сентября

Классные руководители

5

Профилактика табакокурения, употребления наркотических средств, ПАВ, алкоголя

Вредные привычки. Анализ проблемы по школе. Организация школьного патруля «Нет курению!»

 

Классные часы, информационные школьные листы, антиреклама,

встречи со специалистами

 

4-11 классы

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

6

Правила здорового образа жизни в осенний период

 

Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника. Игры на свежем воздухе

 

Экскурсия

 

 

1-4 классы

 

Сентябрь

Классные руководители,

Лекторская группа клуба «Эколог»

7

Проведение игр для правильной осанки

 

Игры: Великан, Военный на параде, Сядьте по-турецки, Любопытный, Ворота и др.

Практическое занятие для учителей и воспитателей

Физкультминутка

1-6 классы

 

В течение года, понедельник

Учителя физкультуры

8

Упражнения для укрепления мышц

Спортивная форма на уроке. «Мышечный корсет», шея, пояс, туловище, ноги

Физкультминутка

1-6 классы

 

В течение года, вторник

Учителя физкультуры

9

Беседа о личной гигиене

Уход за кожей тела, волосами, полостью рта, ушами

Операция «Мойдодыр», Классный час

1-4 классы

2 неделя ноября

Классные руководители

10

Личная гигиена девочки (девушки)

 

Уход за кожей тела, личная гигиена, культура внешнего вида

Индивидуальные беседы

1-11 классы

В течение года

Классные руководители, медработник

11

Личная гигиена мальчика (юноши)

 

Уход за кожей тела, личная гигиена, культура внешнего вида

Индивидуальные беседы

1-11 классы

В течение года

Классные руководители, медработник

12

Гигиена одежды и обуви

Отличие взрослой и детской одежды и обуви, сезоны в природе, спортивная форма, самостоятельный уход за одеждой и обувью

Классный час

1-11 классы

В течение года

Классные руководители

13

Гигиена помещения

Гигиеническое содержание помещения в школе и дома, проветривание (в школе – каждая перемена), температурный режим (16-18 С)

Экспертная оценка гигиенического содержания школы,  классов

Комиссия контроля

Конец триместра

Учителя, администрация

14

Правила здорового образа жизни в зимний период

 

Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника, особенности передвижения на зимней дороге

Подвижные игры на свежем воздухе

1-6 классы

1 неделя

декабря

Классные руководители,

15

Беседа о правильном дыхании. Противотуберкулезная работа

Дыхание через нос, правила дыхания, скороговорки для дыхательных упражнений

Физкультминутка

1-11 классы

В течение года

Классные руководители,

медработник

16

Углубленный медицинский осмотр

Педиатр, окулист, хирург, эндокринолог и др. Анализ состояния здоровья учащихся. Разработка индивидуальных маршрутов оздоровления, сохранения здоровья

Медосмотр, педагогический совет

1-11 классы

Ноябрь, декабрь

Администрация, медработник

17

Беседа о закаливании

Что такое закаливание, водные процедуры, солнечные ванны, умывание, обтирание, обливание, душ, купание, закаливание носоглотки, обливание стоп, хождение босиком

Родительское собрание

1-9 классы, родители

В течение января

Учителя физкультуры,

медработник

18

Профилактика заболеваний у школьников. Нарушения осанки

 

Правила посадки за партой, правила рассаживания с учетом состояния здоровья детей, подбор мебели, освещение, смена мест

Контроль на уроке. Беседа

1-11 классы

На каждом уроке

Учителя

19

Профилактика инфекционных заболеваний

Пути заболеваний, карантин, дезинфекция, правила гигиены во время простудного заболевания

Классный час

1-11 классы

Осень, весна

Классные руководители

20

Профилактика близорукости

Работа зрительного аппарата, рациональные условия (посадка, освещение и др.), рекомендации

Родительское собрание

1-11 классы, родители

Ноябрь

Классные руководители

21

Практическое занятие «Профилактика близорукости»

Упражнения для глаз, релаксационные упражнения для мимики лица

Контроль на уроке. Беседа

1-11 классы

На каждом уроке

Офтальмотренажер

Учителя

22

Профилактика повреждений и травм у младших школьников

 

Детский травматизм, различие травм, причины травматизма. Техника безопасности в школе на уроке и перемене

Беседы

1-11 классы

В течение учебного года

Классные руководители, учитель ОБЖ

23

Оказание первой медицинской помощи при травмах

Открытые раны, ушибы, перелом, вывих, растяжение связок.

Самообразование учителя, просвещение родителей и учащихся

Родители, 5-11 классы

Уроки ОБЖ

Классные руководители, учитель ОБЖ, медработник

24

Оказание первой медицинской помощи при травмах

Укус насекомых, отравления, ожог, солнечный и тепловой удар, отморожения, поражения током и молнией

Попадание различных пред-метов в дыхательные пути, пищевод, желудок, ухо, нос

Искусственное дыхание

Самообразование учителя, просвещение родителей и учащихся

1-11 классы

В течение учебного года

Классные руководители, медработник

25

Правила здорового образа жизни в весенний период.

 

Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника, особенности передвижения на весенней дороге

Подвижные игры на свежем воздухе

1-6 классы

1 неделя

марта

Классные руководители

26

Лечебная физкультура при неврозах

 

Диагностика и психокоррекция. Невроз, неврастения, истерия, переутомление, упражнения для лечения и профилактики неврозов

Родительское собрание

Родители

Апрель

Психолог

27

Психофизическая тренировка в системе педагогики оздоровления школьников

Психотренинг педагога- психолога (классного руководителя)

 

Самообразование учителя, просвещение родителей и учащихся

Учителя, воспитатели

В течение года

Психолог

28

Правила здорового образа жизни в летний период. Подвижные игры на свежем воздухе

 

Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника, правила поведения на воде, в лесу и др. Работа летних оздоровительных лагерей

 

Внеклассное занятие

1-4 классы

1 неделя мая

Классные руководители,

30

Забота о здоровом образе жизни в семье. Борьба с вредными привычками

Наблюдение и индивидуальные беседы в течение учебного года

 

Классный час. «Реклама» здорового образа жизни

4-9 классы

В течение года

Социальный педагог

31

Профилактические прививки

Совместная работа с медсестрой школы, оповещение родителей

 

Работа медицинского кабинета, информация

 

1-9 классы

 

По плану мед.кабинета

Медработник

32

Расписание уроков, учебная нагрузка школьников. Режим дня.

 

Соблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса. Проведение рейдов по микрорайону (соблюдение режим дня школьниками)

Родительские собрания. Информационный бюллетень

Родители

Октябрь

Совет школы, администрация, социальный педагог

33

Пропаганда спорта и занятий физкультурой, здорового образа жизни

 

Оформление стенгазет, плакатов. Развитие и охрана здоровья детей (просвещение)

 

 

Родительские собрания

"Я беру пример с родителей."

"Как помочь сформировать установки на здоровый образ жизни"

Шефство старшеклассников, внеклассная работа

 

 

родительские собрания

1-11 классы

 

 

 

1-11 классы

В течение года

Учителя, старшеклассники

Клуб «Эколог»

 

 

социальный педагог, психолог, классные руководители

34

Профилактика заболеваний, психического переутомления у педагогов школы

Самообразование по вопросам сохранения здоровья

Самообразование учителей

 

Педагогический  коллектив

В течение года

Администрация

35

Проблемы здоровья у детей до 14 лет

 

Заболевания органов дыхания. Инфекционные и паразитар-ные болезни. Болезни нервной системы и органов чувств. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта

Родительские собрания

1-9 классы

Октябрь,

апрель

Учителя,

медработник

36

Проблемы здоровья у подростков 15-18 лет

 

Заболевания органов дыхания. Болезни нервной системы и органов чувств. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта. Вопросы полового воспитания. ВИЧ (СПИД)

Родительские собрания, классные часы

9-11 классы

Октябрь,

апрель

Учителя,

медработник

37

Пропаганда медицинских профессий

 

Беседы о медицинских профессиях, рассказы о знаменитых врачах

 

Классные часы, встречи с интересными людьми

8-11 классы

Март

Классные руководители

Лекторская группа клуба «Эколог»

38

 

 

Мониторинг и анализ состояния здоровья в классе

Изучение медицинских карт, планирование работы по воспитанию здорового образа жизни на следующий учебный год. Диагностическая работа «Здоровье»

Родительское собрание, внеклассная работа

Педагогический  коллектив

Сентябрь, конец триместра, года

Администрация, медработник