МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением английского языка» г.Перми
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
Охрана и укрепление здоровья участников
образовательного процесса,
развитие физической культуры среди обучающихся.
Обоснование программы
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагоги, обслуживающий персонал, администрация школы.
Социально-экономическое развитие страны, уровень развития современного общества требуют того, чтобы молодежь бала лучше подготовлена к взрослой жизни, к выполнению своих обязанностей перед государством, обществом, семьей, а значит, была более здоровой. В связи с этим необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физической культуре, формируются навыки здорового образа жизни, сексуального поведения и одновременно появляются факторы риска хронических заболеваний. Резко изменяется структура угрозы здоровью и жизни подростка, включающая алкоголь и наркотики, ранние половые связи и преждевременную беременность.
Особенностью организации образовательного процесса школы является то обстоятельство, что именно в школе участники образовательного процесса проводят большую часть своего рабочего времени.
В связи с этим забота о здоровье участников образовательного процесса, включая его сохранность и укрепление, формирование у подрастающего поколения приоритетного отношения к собственному здоровью как жизненной ценности, в том числе, посредством развития физической культуры, продление трудового долголетия педагогов, становится одной из функций образования.
Реализация данной функции связана с принятием мер, направленных на минимизацию в условиях образовательного процесса факторов, негативно влияющих на здоровье, введение в практику работы школы здоровьесберегающих технологий, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, создание организационных условий для полноценного обеспечения обучающихся занятиями по физической культуре в рамках образовательного процесса в школе.
Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которого необходимо грамотное половое воспитание, профилактика детской инвалидности и заболеваний, передающихся половым путем, включая ВИЧ (СПИД).
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Цели и задачи программы
Цели:
-формирование в школе целостной системы, направленной на сохранение, восстановление и укрепление здоровья, развитие физической культуры участников образовательного процесса;
-забота о здоровье участников образовательного процесса, включая его сохранность и укрепление;
-формирование у школьников здорового образа жизни и приоритетного отношения к собственному здоровью как жизненной ценности;
-продление трудового долголетия педагогов;
-принятие мер, направленных на минимизацию в условиях образовательного процесса школы факторов, негативно влияющих на здоровье;
-введение в практику работы школы здоровьесберегающих технологий;
-создание организационных условий для полноценного обеспечения обучающихся занятиями по физической культуре в рамках образовательного процесса в школе;
-проведение профилактических и оздоровительных мероприятий;
-грамотное половое воспитание;
-профилактика детской инвалидности и заболеваний, передающихся половым путем, включая ВИЧ (СПИД).
Задачи:
-создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья и развития физической культуры участников образовательного процесса;
-сокращение заболеваемости и травматизма;
-обеспечить формирование здорового образа жизни у участников образовательного процесса, рассмотреть вопросы улучшения условий труда и отдыха педагогов и учащихся;
Направления реализации программы
-дальнейшее развитие материально-технической базы школы с целью создания оптимальных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
-формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья и физической культуры, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия;
-повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности;
-создание всеми доступными средствами социально-нравственной установки на ценность здоровья как национальную черту, как личную ответственность перед собой, семьей, государством в индивидуальном и коллективном сознании;
-профилактика злоупотребления психоактивными веществами, формирование здорового восприятия окружающего мира у учащихся без деформирующих психику вредных пристрастий и зависимостей;
-пропаганда здорового образа жизни, проведение массовых оздоровительных мероприятий с привлечением к сотрудничеству учреждения социокультурной среды школы;
-организация и проведение просветительской работы с семьей.
Этапы программы
2014-2015
- Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Формирование у ученика основы здорового образа жизни. Выполнение элементарных правил здоровьесбережения.
2015-2016
- Этап углубленного изучения. Формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни.
2016-2017
- Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Ожидаемые результаты программы:
-наличие в школе условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса;
-овладение участниками образовательного процесса формами, методами и навыками ведения здорового образа жизни;
-создание методологии формирования установки на здоровье как высшую ценность;
-внедрение системы самооценки уровня здоровья и самооздоровления человека;
-снижение показателя количества детей с низким уровнем физического развития с 29% до 15% к концу реализации Программы;
-проведение в школе мониторинга состояния здоровья обучающихся, включающего следующие параметры: риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов здоровья, соматического, биоэнергетического, психологического, степень физического развития, уровень мотивации человека на сохранение и укрепление здоровья, определение обратимости выявленных изменений в состоянии здоровья.
План мероприятий по основам здорового образа жизни
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением английского языка»
Цели проводимой работы:
1) развитие и охрана здоровья школьников с учетом процессов интенсивного роста и развития детского организма, меньшей толерантности к неблагоприятным воздействиям среды вследствие относительной морфофункциональной незрелости
2) четкая регламентация всех условий, определяющих жизнедеятельность школьника в период обучения в школе
Основные задачи сохранения здоровья учащихся в период обучения в школе:
1) научить детей определять свое состояние и ощущения;
2) сформировать активную жизненную позицию;
3) сформировать представления о своем теле, организме;
4) учить укреплять и сохранять свое здоровье;
5) понимать необходимость и роль двигательной активности;
6) обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;
7) уметь оказывать элементарную помощь при травмах;
8) формировать представления о том, что полезно и вредно для организма.
Функциональные обязанности педагогов по развитию и сохранению здоровья учащихся:
1) обязательно использовать данные медицинского осмотра школьников для характеристики здоровья и дифференциации учебного материала на уроках
2) с целью профилактики заболеваний, снижения утомляемости школьников на уроках, внедрять в учебный процесс гигиенические требования и рекомендации, предусмотренные санитарными нормами и правилами
Основные направления деятельности:
1) рациональное питание
2) оптимальная для организма двигательная активность
3) соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов)
4) предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек
5) повышение психоэмоциональной устойчивости
№
|
МЕРОПРИЯТИЯ |
СОДЕРЖАНИЕ
|
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
|
УЧАСТНИКИ
|
СРОКИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1 |
Входная диагностика «Здоровье»
|
Анализ подготовленности медицинского кабинета к учебному году. Обсуждение плана работы на учебный год. |
Совет школы |
Родители, учителя, учащиеся |
Сентябрь |
Управляющий совет школы, администрация |
2 |
Организация питания в школе и дома. Гигиена питания
|
Мониторинг организации питания (Роспотребнадзор). Внедрение в учебный процесс гигиенических требований и рекомендаций,предусмотренных санитарными нормами и правилами питания школьников |
Родительский комитет школы, Родительские собрания |
Родители, учителя |
В течение года |
администрация |
|
Организм человека
|
Анализ состояния здоровья. Беседа «Организм человека». Рисунок-тест «Части тела, внутренние органы человека» |
Урок |
1-11 классы |
Сентябрь |
Лекторская группа Клуба «Эколог» |
3 |
Психологическая адаптация в школе. Психическое здоровье учащихся. Эмоции |
Психотренинг. Психолого-педагогическое просвещение всех участников пед. процесса |
Практическое занятие по психологии. Собрание |
1-11 класса |
Сентябрь |
Психолог |
4 |
Беседа «Оптимальный двигательный режим» |
Утренняя гимнастика, обтирание, обливание, душ, состояние и нарушения осанки, плоскостопие. |
Классные часы |
1-11 классы
|
2 неделя сентября |
Классные руководители |
5 |
Профилактика табакокурения, употребления наркотических средств, ПАВ, алкоголя |
Вредные привычки. Анализ проблемы по школе. Организация школьного патруля «Нет курению!»
|
Классные часы, информационные школьные листы, антиреклама, встречи со специалистами
|
4-11 классы |
В течение года |
Классные руководители, социальный педагог |
6 |
Правила здорового образа жизни в осенний период
|
Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника. Игры на свежем воздухе
|
Экскурсия
|
1-4 классы
|
Сентябрь |
Классные руководители, Лекторская группа клуба «Эколог» |
7 |
Проведение игр для правильной осанки
|
Игры: Великан, Военный на параде, Сядьте по-турецки, Любопытный, Ворота и др. Практическое занятие для учителей и воспитателей |
Физкультминутка |
1-6 классы
|
В течение года, понедельник |
Учителя физкультуры |
8 |
Упражнения для укрепления мышц |
Спортивная форма на уроке. «Мышечный корсет», шея, пояс, туловище, ноги |
Физкультминутка |
1-6 классы
|
В течение года, вторник |
Учителя физкультуры |
9 |
Беседа о личной гигиене |
Уход за кожей тела, волосами, полостью рта, ушами |
Операция «Мойдодыр», Классный час |
1-4 классы |
2 неделя ноября |
Классные руководители |
10 |
Личная гигиена девочки (девушки)
|
Уход за кожей тела, личная гигиена, культура внешнего вида |
Индивидуальные беседы |
1-11 классы |
В течение года |
Классные руководители, медработник |
11 |
Личная гигиена мальчика (юноши)
|
Уход за кожей тела, личная гигиена, культура внешнего вида |
Индивидуальные беседы |
1-11 классы |
В течение года |
Классные руководители, медработник |
12 |
Гигиена одежды и обуви |
Отличие взрослой и детской одежды и обуви, сезоны в природе, спортивная форма, самостоятельный уход за одеждой и обувью |
Классный час |
1-11 классы |
В течение года |
Классные руководители |
13 |
Гигиена помещения |
Гигиеническое содержание помещения в школе и дома, проветривание (в школе – каждая перемена), температурный режим (16-18 С) |
Экспертная оценка гигиенического содержания школы, классов |
Комиссия контроля |
Конец триместра |
Учителя, администрация |
14 |
Правила здорового образа жизни в зимний период
|
Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника, особенности передвижения на зимней дороге |
Подвижные игры на свежем воздухе |
1-6 классы |
1 неделя декабря |
Классные руководители, |
15 |
Беседа о правильном дыхании. Противотуберкулезная работа |
Дыхание через нос, правила дыхания, скороговорки для дыхательных упражнений |
Физкультминутка |
1-11 классы |
В течение года |
Классные руководители, медработник |
16 |
Углубленный медицинский осмотр |
Педиатр, окулист, хирург, эндокринолог и др. Анализ состояния здоровья учащихся. Разработка индивидуальных маршрутов оздоровления, сохранения здоровья |
Медосмотр, педагогический совет |
1-11 классы |
Ноябрь, декабрь |
Администрация, медработник |
17 |
Беседа о закаливании |
Что такое закаливание, водные процедуры, солнечные ванны, умывание, обтирание, обливание, душ, купание, закаливание носоглотки, обливание стоп, хождение босиком |
Родительское собрание |
1-9 классы, родители |
В течение января |
Учителя физкультуры, медработник |
18 |
Профилактика заболеваний у школьников. Нарушения осанки
|
Правила посадки за партой, правила рассаживания с учетом состояния здоровья детей, подбор мебели, освещение, смена мест |
Контроль на уроке. Беседа |
1-11 классы |
На каждом уроке |
Учителя |
19 |
Профилактика инфекционных заболеваний |
Пути заболеваний, карантин, дезинфекция, правила гигиены во время простудного заболевания |
Классный час |
1-11 классы |
Осень, весна |
Классные руководители |
20 |
Профилактика близорукости |
Работа зрительного аппарата, рациональные условия (посадка, освещение и др.), рекомендации |
Родительское собрание |
1-11 классы, родители |
Ноябрь |
Классные руководители |
21 |
Практическое занятие «Профилактика близорукости» |
Упражнения для глаз, релаксационные упражнения для мимики лица |
Контроль на уроке. Беседа |
1-11 классы |
На каждом уроке Офтальмотренажер |
Учителя |
22 |
Профилактика повреждений и травм у младших школьников
|
Детский травматизм, различие травм, причины травматизма. Техника безопасности в школе на уроке и перемене |
Беседы |
1-11 классы |
В течение учебного года |
Классные руководители, учитель ОБЖ |
23 |
Оказание первой медицинской помощи при травмах |
Открытые раны, ушибы, перелом, вывих, растяжение связок. |
Самообразование учителя, просвещение родителей и учащихся |
Родители, 5-11 классы |
Уроки ОБЖ |
Классные руководители, учитель ОБЖ, медработник |
24 |
Оказание первой медицинской помощи при травмах |
Укус насекомых, отравления, ожог, солнечный и тепловой удар, отморожения, поражения током и молнией Попадание различных пред-метов в дыхательные пути, пищевод, желудок, ухо, нос Искусственное дыхание |
Самообразование учителя, просвещение родителей и учащихся |
1-11 классы |
В течение учебного года |
Классные руководители, медработник |
25 |
Правила здорового образа жизни в весенний период.
|
Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника, особенности передвижения на весенней дороге |
Подвижные игры на свежем воздухе |
1-6 классы |
1 неделя марта |
Классные руководители |
26 |
Лечебная физкультура при неврозах
|
Диагностика и психокоррекция. Невроз, неврастения, истерия, переутомление, упражнения для лечения и профилактики неврозов |
Родительское собрание |
Родители |
Апрель |
Психолог |
27 |
Психофизическая тренировка в системе педагогики оздоровления школьников |
Психотренинг педагога- психолога (классного руководителя)
|
Самообразование учителя, просвещение родителей и учащихся |
Учителя, воспитатели |
В течение года |
Психолог |
28 |
Правила здорового образа жизни в летний период. Подвижные игры на свежем воздухе
|
Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника, правила поведения на воде, в лесу и др. Работа летних оздоровительных лагерей
|
Внеклассное занятие |
1-4 классы |
1 неделя мая |
Классные руководители, |
30 |
Забота о здоровом образе жизни в семье. Борьба с вредными привычками |
Наблюдение и индивидуальные беседы в течение учебного года
|
Классный час. «Реклама» здорового образа жизни |
4-9 классы |
В течение года |
Социальный педагог |
31 |
Профилактические прививки |
Совместная работа с медсестрой школы, оповещение родителей
|
Работа медицинского кабинета, информация
|
1-9 классы
|
По плану мед.кабинета |
Медработник |
32 |
Расписание уроков, учебная нагрузка школьников. Режим дня.
|
Соблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса. Проведение рейдов по микрорайону (соблюдение режим дня школьниками) |
Родительские собрания. Информационный бюллетень |
Родители |
Октябрь |
Совет школы, администрация, социальный педагог |
33 |
Пропаганда спорта и занятий физкультурой, здорового образа жизни
|
Оформление стенгазет, плакатов. Развитие и охрана здоровья детей (просвещение)
Родительские собрания "Я беру пример с родителей." "Как помочь сформировать установки на здоровый образ жизни" |
Шефство старшеклассников, внеклассная работа
родительские собрания |
1-11 классы
1-11 классы |
В течение года |
Учителя, старшеклассники Клуб «Эколог»
социальный педагог, психолог, классные руководители |
34 |
Профилактика заболеваний, психического переутомления у педагогов школы |
Самообразование по вопросам сохранения здоровья |
Самообразование учителей
|
Педагогический коллектив |
В течение года |
Администрация |
35 |
Проблемы здоровья у детей до 14 лет
|
Заболевания органов дыхания. Инфекционные и паразитар-ные болезни. Болезни нервной системы и органов чувств. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта |
Родительские собрания |
1-9 классы |
Октябрь, апрель |
Учителя, медработник |
36 |
Проблемы здоровья у подростков 15-18 лет
|
Заболевания органов дыхания. Болезни нервной системы и органов чувств. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта. Вопросы полового воспитания. ВИЧ (СПИД) |
Родительские собрания, классные часы |
9-11 классы |
Октябрь, апрель |
Учителя, медработник |
37 |
Пропаганда медицинских профессий
|
Беседы о медицинских профессиях, рассказы о знаменитых врачах
|
Классные часы, встречи с интересными людьми |
8-11 классы |
Март |
Классные руководители Лекторская группа клуба «Эколог» |
38
|
Мониторинг и анализ состояния здоровья в классе |
Изучение медицинских карт, планирование работы по воспитанию здорового образа жизни на следующий учебный год. Диагностическая работа «Здоровье» |
Родительское собрание, внеклассная работа |
Педагогический коллектив |
Сентябрь, конец триместра, года |
Администрация, медработник |